GE Aviation завершила испытания своего первого двигателя с адаптивным циклом XA100, одной из предложенных новых силовых установок для Lockheed Martin F-35. XA100 — это трехпоточный двигатель с адаптивным циклом, который может регулировать степень двухконтурности и давление вентилятора для повышения топливной эффективности или тяги, в зависимости от сценария.
Новый двигатель был разработан GE Edison Works. Испытания начались в декабре прошлого года в высотном испытательном центре GE в Эвендейле, штат Огайо, и, по словам разработчика, характеристики двигателя и его механическое поведение соответствовали прогнозам до испытаний и соответствовали целям программы адаптивного перехода на двигатели (AETP) ВВС США.
«Это было испытание двигателя с самым большим количеством приборов в истории GE и ВВС США. Мы смогли получить огромное количество высококачественных данных испытаний, подтверждающих возможности двигателя и демонстрирующих хорошую окупаемость инвестиций ВВС», — сказал Дэви Твиди, генеральный менеджер GE Edison Works по передовым боевым двигателям.
В 2016 году ВВС США инициировали AETP для разработки и тестирования двигателей с адаптивным циклом, одним из возможных вариантов применения которых является переоборудование двигателя F-35. GE Aviation (XA100) и Pratt & Whitney (XA101) получили контракты на разработку демонстраторов класса 45 000 фунтов силы (200 кН).
Согласно GE Aviation, XA100 сочетает в себе адаптивный цикл двигателя; «архитектура третьего потока» для обеспечения высокой тяги и режима высокой эффективности для оптимизации использования топлива; и широкое использование передовых технологий компонентов, включая композиты с керамической матрицей (CMC), композиты с полимерной матрицей (PMC) и аддитивное производство.
Эти нововведения увеличивают тягу на 10%, улучшают топливную эффективность на 25% и обеспечивают значительно больший отвод тепла от самолета, и все это в том же физическом диапазоне, что и нынешние силовые установки, уточняет GE.
В настоящее время идет сборка второго прототипа двигателя XA100, и ожидается, что его испытания начнутся в конце этого года.
«Мы были исключительно довольны тем, как двигатель работал на протяжении всего теста», — сказал Твиди, генеральный менеджер GE Edison Works по передовым боевым двигателям. «Проведение первых испытаний нового двигателя истребителя с центральной линией — непростая задача, и этот успех — свидетельство великой команды, которая так усердно работала, чтобы доставить нас сюда. Мы с нетерпением ждем возможности поработать с ВВС и другими заинтересованными сторонами, чтобы определить следующие шаги к выводу этой революционной способности из испытательной лаборатории в руки истребителя».
Источник: www.americanmachinist.com