Масштабы иного рода или, как муфты от R+W пришли в тяжелое машиностроение

«Два года назад фирма R+W Antriebselemente GmbH, производитель муфт из г. Клингенберг / Германия, приняла стратегическое решение –  освоить продукцию для тяжелого машиностроения. Новый рынок потребовал не только разработки новых изделий, но и проведения маркетинговых исследований, изучения новых отраслей. Как предприятию удалось реализовать эти амбициозные замыслы – в помещённом ниже материале» — Франц Граф, главный редактор журнала antriebspraxis

Когда кто-то держит сжатый кулак, можно лишь догадываться, что там. Но при производстве муфт диаметром с кулак есть ясность – размеры деталей можно классифицировать, а технические специалисты хорошо представляют, как качественная деталь, например, в станкостроении, влияет на безопасность. Тот, кто считает, что муфта большая, тот глубоко ошибается. Градацию размеров можно описать следующим образом: муфта большая, муфта очень большая, и муфта от R+W.

Тобиас Фольф, R+W

Тобиас Фольф, R+W

Компаниям, занимающимся приводной техникой, хорошо известен этот бренд. Он обозначает предприятие из Клингенберга-на-Майне, на котором работают около 170 сотрудников. О градации размеров мы расскажем чуть позже. А пока обо всем по порядку.

Компания R+W Antriebselemente GmbH выпускает муфты уже более 20 лет. Накопленный за это время опыт позволил создать широкую гамму продукции. Так, например, в ней представлены защитные муфты, которые, в двух словах, защищают важные компоненты установок от повреждений в случае неисправности оборудования. «Две ключевые позиции в нашем ассортименте, — говорит технический директор Тобиас Вольф, – это механические сильфонные муфты и эластомерные муфты».

Металлические сильфонные муфты представляют собой жесткие на кручение муфты, которые до недавнего времени изготавливались в расчете на крутящий момент 0,01 — 10000 Нм. Эластомерные муфты R+W, служащие для демпфирования вибраций компонентов оборудования, до настоящего времени были рассчитаны на передачу крутящего момента в диапазоне от 2 до 2200 Нм. В 2008-2009 гг. руководством компании было принято решение о запуске производства муфт для тяжелого машиностроения. Разумеется, для подобного решения нужны были веские основания. Толчком послужил крупный заказ из Бразилии на устранение неисправностей установки по переработке сахарного тростника. Инженерам фирмы R+W под руководством Тобиаса Вольфа удалось найти решение поставленной задачи.

Этот заказ одновременно стал точкой отсчета для совершенно нового вида муфт. Было положено начало не только новому изделию, но также освоению новых рынков и отраслей. Чтобы направить этот процесс в нужное русло, требовалось детально продумать порядок действий и следовать ему шаг за шагом.

Первым шагом, по решению Т. Вольфа, стала разработка предохранительных муфт, которые способны передавать крутящий момент до 160 000 Нм. Вторым шагом стало увеличение крутящего момента эластомерных муфт до 25 000 Нм. Логическим завершением стала представленная в прошлом году на Ганноверской выставке металлическая сильфонная муфта с моментом 100 000 Нм. «Принцип работы R+W всегда основан на том, что имеется некое базовое решение, а благодаря модульной конструкции мы в любое время можем увеличить крутящий момент. Это относится ко всем трем видам муфт», — добавляет Тобиас Вольф.

Йорг Штанг, R+W

Йорг Штанг, R+W

Потенциальные размеры, которые могут иметь муфты благодаря модульной концепции, наглядно поясняет пример изготовления испытательного стенда. Для стенда, на котором будут тщательно проверять гондолы ветросиловых установок, инженеры из Клингенберга спроектировали муфту с максимальным крутящим моментом 850 000 Нм. Деталь была невероятных размеров – диаметром 750 мм и длиной 2 м. «На сегодняшний день это самая большая деталь, которую мы когда-либо разрабатывали и изготавливали, — подчеркивает руководитель инженерной группы. Естественно, при таких размерах возникает вопрос о стоимости такого уникума. Т. Вольф не называет точных цифр: «По стоимости эта муфта примерно сравнима с автомобилем среднего класса. Ее цена выражается пятизначным числом в евро».

В результате истории с бразильской установкой по переработке сахарного тростника, послужившей своего рода толчком к очередному витку развития, в 2009 году была разработана эта новая коммерческая модель муфты R+W. Руководитель экспортного отдела Йорг Штанг вспоминает: «Ранее мы неоднократно получали запросы об увеличении крутящих моментов, однако до фактических заказов дело не доходило. После решения руководства о проработке этого сектора рынка мы обратились к старым проектам. И в конечном итоге смогли завершить их успешно заключенными сделками. Число запросов на нестандартные большие муфты постоянно росло, и нам нужно было на них реагировать».

Производителей муфт много. На вопрос о том, сужается ли эта сфера в связи с существенным увеличением крутящих моментов, Тобиас Вольф ответил: «Она становится другой. Сейчас у нас появились точки соприкосновения с другими производителями, которые специализируются исключительно на больших муфтах».

Хорошие рекомендации обеспечивают успех   

Как сделать шаг в новый сегмент отрасли или навстречу новым потенциальным клиентам? Существует прописная истина, которую необходимо всегда помнить – привлечение новых клиентов требует наличия определенного доверия. Поэтому следующий  вопрос к Тобиасу Вольфу о том, чем руководствуется фирма R+W. Полученный ответ невероятно прост: «Обычно в отрасли машиностроения и производства оборудования в рамках определенного сегмента отрасли среди производителей отсутствует обмен информацией. В сталелитейной промышленности, например, дело обстоит по-другому. Там главным инструментом завоевания доверия является так называемое «сарафанное» радио. Фирмы очень активно обмениваются друг с другом информацией. Попасть в эту отрасль безумно сложно. Но при наличии рекомендаций вопрос решается очень быстро, и уже скоро вы приобретаете доверие остальных фирм. Это как эффект домино. Здесь рекомендации равноценны золоту. Иными словами, хорошие отзывы в сумме дают результат». Руководитель экспортного отдела Йорг Штанг вновь возвращается к южноамериканскому проекту: «Собственно говоря, у бразильского переработчика сахарного тростника вышли из строя редукторы, потому что в установке не было нормальной муфты. Наша большая муфта помогла решить эту проблему, благодаря чему мы в итоге открыли для себя новый рынок сбыта. Благодаря сумме хороших рекомендаций, о которой говорил г-н Вольф, нам удалось привлечь клиентов и из других отраслей. Так что убедительность – это ключ к успеху. Все это, естественно, при наличии соответствующего соотношения цены и производительности».

Тобиас Вольф (слева) и Йорг Штанг

На этом изображении хорошо видно, насколько велики могут быть муфты для тяжелого машиностроения. И это не предел. Технический директор фирмы R+W Тобиас Вольф (слева) и руководитель экспортного отдела R+W Йорг Штанг

Экспорт и сбыт приобретают новое значение

Итак, бывший производитель приводов уже два года успешно выпускает муфты для тяжелого машиностроения. Журнал antriebspraxis поинтересовался, определилась ли компания со своим основным рынком сбыта. Т. Вольф ответил так: «Пока еще рано об этом говорить, мы еще изучаем рынок. Но уже сейчас ясно, что на растущих рынках, таких как Китай, Индия и Корея, имеется колоссальный спрос. В Германии больше не строят сталелитейных заводов. Здесь мы только заключаем договоры на  модернизацию оборудования в сфере черной металлургии». Вообще, со слов технического директора, особый интерес представляют рынки Северной и Южной Америки, главным образом, сектор переработки сахарного тростника или разработки месторождений меди. На этом фоне экспортные сделки и сбытовая сеть в будущем приобретают для фирмы R+W совершенно иное значение. Говорит Йорг Штанг: «Конечно, мы должны еще раз проверить, насколько нам подходят существующие и вновь создаваемые каналы сбыта. Потому что продавец, который прежде был своим в сфере приводной техники и обслуживал предприятия станкостроительной отрасли, скорее всего, не имеет никаких связей с производителями стали. Нельзя надеяться на то, что сразу же будут налажены необходимые контакты, но именно в этой сфере мы востребованы в первую очередь».

Менеджеры фирмы R+W знают, что такая концептуальная переориентация – дело непростое. В конце концов, речь идет о необходимости разработки принципиально новой продукции, освоения новых рынков и отраслей промышленности. Наверняка на этом пути встретится еще немало подводных камней. С другой стороны, уже реализованные проекты являются достаточным стимулом к дальнейшему расширению границ.

О чем мы забыли? Правильно, о практическом опыте применения муфт R+W. На конкретном примере из производственной практики сталелитейного предприятия мы покажем, как инженеры фирмы R+W выполнили сложнейшие технические задачи.

Итак, речь идет об установке непрерывной разливки, на которой из стали отливают так называемые слябы. Окружающие условия можно быстро привести к общему знаменателю: очень высокая температура, очень много грязи, высокие нагрузки – хуже не придумаешь. Тем не менее, в такой обстановке рельсовая ковшовая тележка конвертера должна работать бесперебойно. На протяжении долгого времени дело обстояло иначе. Регулярно возникали поломки, потому что пальцевые муфты, используемые в ковшовых тележках, устанавливались без защиты от перегрузки. Последствия оказывались фатальными – электродвигатель с высоким крутящим моментом буквально разбивал редукторы на части, что, в свою очередь, приводило к тому, что тележки останавливались и блокировали весь производственный процесс. Для лучшего понимания поясним, что каждая тележка имеет восемь колес с отдельным приводом, следовательно, проблемой могли стать восемь муфт каждой тележки.

Несомненное инженерное достижение  

К решению этой проблемы привлекли фирму R+W, которая предложила использовать специальные сверхмощные предохранительные муфты. При этом инженерам впервые пришлось осторожно и практически на ощупь подбирать крутящие моменты, полагаясь на интуицию. «Мы начали с отметки 30 000 Нм. Сегодня нам известно, что необходимо 80 000 Нм. Но благодаря преимуществам нашего модульного принципа последующая регулировка не представляла для нас никаких трудностей», — рассказывает Тобиас Вольф.

В дальнейшем возникли и другие сопутствующие обстоятельства, которые пришлось преодолеть Т. Вольфу и его команде: «Мы вынуждены были исходить из имеющихся условий, в частности, ограниченного пространства установки. Соответственно требовалось создать муфту, которая при высоких крутящих моментах имела бы очень компактную конструкцию. Придуманное решение было выдающимся инженерным достижением».

На сегодняшний день дело обстоит следующим образом. Установленная муфта-прототип с 2010 года работает к полному удовлетворению руководства сталелитейного предприятия. После длительного испытательного периода, который был необходим из соображений безопасности, все ковшовые тележки оснастили новой муфтой R+W. Для ясности – диаметр детали 600 мм, а масса около 550 кг. «Для нас этот проект является хорошей рекомендацией, и мы ожидаем, что этим решением заинтересуются и другие сталелитейные заводы. Я в этом совершенно уверен, потому что немецкая техника признана во всем мире. Теперь мы ждем следующих заказов из-за рубежа», — подчеркивает Йорг Штанг.

Муфты от R+W на металлургическом заводе

Силовая передача ковшовой тележки конвертера на сталелитейном заводе. Вместо пальцевых муфт здесь были установлены сверхмощные предохранительные муфты от R+W

Много предохранительных муфт используется в буровой головке машин для проходки туннелей. Один известный производитель активно занимался муфтами, в основном из двух соображений. Из ценовых соображений он хотел привлечь еще одного поставщика, и по разным причинам придавал большое значение стратегии двух поставщиков. Теперь же в буровых головках машин для проходки туннелей используются муфты производства R+W. Руководитель экспортного отдела Й. Штанг рассказывает: «Наша муфта передает момент приблизительно 4000 Нм, а ее наружный диаметр составляет около 300 мм. Из-за очень сильных вибраций нам понадобилась специальная опора. При этом следует упомянуть, что качество балансировки составляет G 6,3. Преимуществом является также простота подгонки крутящего момента нашей предохранительной муфты, ведь из-за различных условий на месте установки такие подгонки неизбежны».

При желании, список областей применения сверхмощных муфт R+W можно продолжить. Обязательно следует упомянуть еще два интересных направления – роторные экскаваторы и шредеры. Каждая муфта указанного размера – это особый вызов. И фирма R+W его принимает. Поэтому в скором времени наверняка последуют новости о совершенно иных размерах.

Автор

  • Франц Граф, главный редактор журнала antriebspraxis

P.S. Мы выражаем глубокую признательность г-ну Юрию Кравецe — шеф-редактору ПЛАСТКУРЬЕР (Германия), представившему материалы статьи.

Оставить комментарий