КАРБЮРИЗАТОР (от французского carburer = обогащать углеродом) — материал используемый для науглероживания чугуна и стали, потому иногда эти материалы называют «науглероживатели». С незапамятных времен для этих целей использовали материалы являющиеся отходами или сопутствующими продуктами деятельности коксо-химических, нефтеперерабатывающих, химических, металлургических и литейных предприятий: электродный бой, стружка графитизированных электродов, графитовая стружка, графит гранулированный, карбюризатор каменноугольный, графитизированный коксик, отсев пекового кокса и т.д.
Основными показателями, определяющими возможность их использования в том или ином случае являются: содержание серы и степень усвоения. Последний показатель, в сою очередь, в значительной степени зависит от используемого плавильного агрегата. Физико-химические свойства указанных материалов сведены в табл. 1. Для получения высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) и чугуна с вермикулярным графитом (ЧВГ), применяют карбюризаторы с низким содержанием серы, для выплавки серого чугуна допускается применение карбюризаторов с более высоким содержанием серы.
Таблица 1. Технические характеристики карбюризаторов
Наименование материала | Массовая доля элементов и примесей, % | Усвоение,% | ||||
Углерод | Летучие примеси | Зола | Влага | Сера | ||
Электродный бой | 95-97 | до 3,0 | 1,0-1,5 | 0,5-1,2 | 0,02-0,03 | 80-90 |
Графитизированный коксик | 85-90 | до 1,0 | 8,0-10,0 | 3,0-5,0 | 0,02 | 75-80 |
Графитовая стружка | 95-97 | до 3,0 | 1,0-1,5 | 0,5-1,2 | до 0,03 | 90-95 |
Отсев пекового кокса | 90-95 | до 3,0 | 3,0-6,5 | 3,0-5,0 | 0,06-0,08 | 80-85 |
Графит гранулированный | 95-99 | 0,3-0,5 | 0,2 | 0,5-0,7 | 0,04-0,09 | 85-52 |
Карбюризатор каменаугольный | 90-95 | 1,0-2,5 | 5,0-8,0 | 3,0-4,0 | 0,4-0,5 | 85-90 |
Электродная графитовая стружка | 95-98 | до 3,0 | 0,2 | 0,5-1,2 | 0,04-0,10 | 90-95 |
С экономической точки зрения, из-за значительно более низкой цены стального лома, по сравнению с другими возможными компонентами шихты, на сегодняшний день наиболее целесообразна выплавка «синтетического чугуна», когда основными компонентами шихты выступают стальной лом и карбюризатор. Естественно, что при таком состоянии дел, потребность в этом материале возрастает и по видимому такая тенденция пока будет сохраняться в ближайшей перспективе.
Развитие автомобилестроения, а вместе с ним расширение выпуска отливок из ВЧШГ и ЧВГ, значительно ужесточили требования к составу чугуна и естественно к качеству карбюризаторов. Так, в частности, получение ВЧШГ методом «инмолд-процесс» допускает содержание серы в чугуне – до 0,02%, а получение ЧВГ – до 0,01%. Использовать в качестве карбюризатора бой графитированных электродов, дело дорогостоящее, да и где взять такое количество боя? Исходя из потребностей рынка, ряд предприятий освоил производство карбюризаторов специально для потребностей литейного производства.