Всемирная ассоциация производителей стали выпустила обновленный полугодовой краткосрочный прогноз на 2020 и 2021 годы и теперь прогнозирует, что спрос на сталь упадет на -2,4% в годовом исчислении в текущем году до 1,725 миллиарда метрических тонн. В 2021 году группа прогнозирует, что спрос на сталь вырастет на 4,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1795,1 млн метрических тонн.
В своем июньском прогнозе World Steel предсказывала, что в 2020 году мировой спрос на сталь сократится на 6,4% в годовом исчислении до 1,654 миллиарда метрических тонн в результате пандемии COVID-19, а затем вырастет на 3,8% в 2021 году до 1,717 миллиарда метрических тонн.
Хотя результаты 2020 года были значительно сокращены из-за «блокировок», введенных для сдерживания пандемии, новый прогноз предполагает, что общенациональные блокировки не будут повторяться, но что выборочные и целенаправленные меры смогут сдержать «вторую волну» пандемии.
Судя по последним месячным объемам производства стали, восстановление сталеплавильного производства в Китае смягчит влияние пандемии на мировое производство стали. «Восстановление спроса на сталь в остальном мире после блокировки было более сильным, чем ожидалось ранее», — прокомментировала World Steel, — «но в 2020 году он по-прежнему свидетельствует о глубоком сокращении как в развитых, так и в развивающихся странах, с лишь частичным восстановлением ожидается в 2021 году».
Табл. 1: Прогноз World Steel Assn. производства стали в топ-10 странах-потребителях стали в 2020 г.
Страна | Млн. метр. т | Темпы роста год от года, % | ||||
2019 | 2020 п | 2021 п | 2019 | 2020 п | 2021 п | |
Китай | 907,7 | 980,1 | 980,1 | 8,5 | 8,0 | 0,0 |
Индия | 102,2 | 81,9 | 100,4 | 6,1 | -20,2 | 22,7 |
США | 97,7 | 82,3 | 87,6 | -2,1 | -15,8 | 6,6 |
Япония | 63,2 | 50,8 | 54,9 | -3,4 | -19,6 | 8,1 |
Ю. Корея | 53,2 | 48,9 | 50,8 | -0,9 | -8,2 | 3,8 |
Россия | 43,7 | 40,0 | 42,0 | 5,5 | -8,5 | 5,0 |
Германия | 35,0 | 29,7 | 33,7 | -11,6 | -15,3 | -13,4 |
Турция | 26,0 | 28,0 | 32,0 | -15,4 | 10,0 | 11,9 |
Италия | 25,0 | 19,6 | 22,7 | -1,2 | -21,5 | 15,6 |
Мексика | 24,6 | 21,3 | 22,6 | -5,3 | -13,4 | 7,3 |
п — прогноз
По словам Саида Аль Ремейти — председателя Всемирного комитета по экономике черной металлургии, «мировая сталелитейная промышленность преодолела самый низкий уровень спроса в этом году в апреле и восстанавливается с середины мая. Однако восстановление идет неравномерно в разных странах в зависимости от их успеха в сдерживании вируса, структуры национальной промышленности и, наконец, мер экономической поддержки».
«Китай продемонстрировал удивительно устойчивый отскок, что привело к серьезному пересмотру в сторону повышения прогноза глобального роста на 2020 год», — сказал Аль Ремейти. «В остальном мире мы увидим резкое сокращение спроса на сталь как в развитых, так и в развивающихся странах».
По прогнозам, спрос на сталь в Китае вырастет на 8% в 2020 году при поддержке государственного стимулирования инфраструктуры и сильного рынка недвижимости. Тогда он останется даже до 2021 года при поддержке инфраструктурных и жилищных программ. Но если восстановление экономики Китая продолжится, центральное правительство может быть вынуждено замедлить свою политику стимулирования, чтобы остановить инфляцию. Однако производственный спрос Китая в 2021 году вряд ли восстановится наравне с другими секторами, учитывая перспективы слабой мировой экономики в 2021 году.
Производство в США, Европе и других развитых экономических регионах медленно восстанавливалось после предыдущей рецессии 2019 года, и теперь пандемия еще больше сдерживает его. Согласно прогнозу World Steel, США впечатляюще восстановились после блокировки во втором квартале, причем спад производства был короче, чем ожидалось. Тем не менее, США продолжают борьбу с распространением вируса, и ближайшие месяцы для производства являются экономически неопределенными. Прогноз на 2021 год для строительства и автомобилестроения менее чем позитивен.
Европейское производство воспользовалось социальными программами, субсидирующими затраты на занятость, а также финансовыми стимулами. Восстановление экономики в ЕС сильнее, чем прогнозировала World Steel в июне, но сокращение в секторах, потребляющих сталь, особенно в автомобилестроении, приведет к двузначному снижению спроса на сталь в 2020 году.
Точно так же в Японии и Южной Корее спрос на сталь существенно снизится в 2020 году, а восстановление в 2021 году будет ограниченным из-за снижения экспорта и слабого доверия потребителей.
На развивающихся рынках перспективы спроса на сталь также пессимистичны, поскольку большинство из них были плохо подготовлены к преодолению экономического шока, вызванного COVID-19, и решение проблемы пандемии остается неизвестным. Последствия включают падение внутреннего спроса на сталь в Индии, Бразилии и странах АСЕАН, падение экспорта и цен на сырьевые товары, усугубляемые падением туризма, который является важным источником доходов во многих странах с развивающейся экономикой.
Что касается структуры потребления стали, мировой строительный сектор оказался более устойчивым к эффекту COVID-19 благодаря многочисленным государственным инфраструктурным инициативам, низким ставкам по ипотечным кредитам и облегчению доступа к кредитам, а также отложенному потребительскому спросу.
Спрос на сталь в строительстве в 2021 году будет снижаться из-за инвестиций в инфраструктуру, особенно в развивающихся странах. Менее чем позитивный прогноз по деятельности на месторождениях, вероятно, означает снижение спроса на сталь со стороны энергетических секторов. В более долгосрочной перспективе прогнозируются «структурные изменения» в деятельности строительного сектора, которые позволят сместить спрос с коммерческой и жилой застройки и новых моделей городского проектирования и строительных норм.
В автомобильном секторе из-за пандемии наблюдался заметный спад, а в период после закрытия рынка автомобильный спрос медленно восстанавливался. Во втором квартале 2020 года мировое производство автомобилей сократилось на -34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а производство автомобилей в Китае по-прежнему составляет -9% по сравнению с 2019 годом. В остальном мире ситуация со спросом на автомобили еще хуже. Кроме того, автомобильная промышленность рассматривает широкую перестройку цепочек поставок для достижения большей устойчивости, реагирования на изменения в моделях городской мобильности наряду с постоянным переходом к разработке и внедрению электромобилей.
Сектор промышленного оборудования ощутил значительные нарушения в цепочках поставок, а также снижение спроса на новое оборудование в результате блокировки. Больше всего пострадали Китай, за ним следуют ЕС, США и Япония во втором квартале. Это снижение замедлилось с третьего квартала, но промышленный спрос все еще сокращается, а снижение прибыли и слабое доверие инвесторов приводят к задержкам и отменам заказов.
Учитывая маловероятные перспективы роста инвестиций в промышленную деятельность, восстановление машиностроительного сектора в среднесрочной перспективе маловероятно.